Удивительно, как художник (или группа авторов) древности смогли передать целый сюжет в такой казалось бы несложной композиции. Пёс выглядит таким виноватым, что хочется его пожалеть. Мы абсолютно не сомневаемся, что перед нами хороший мальчик и что кувшин он уронил случайно. По уровню мастерства художника это, конечно, шедевр. Тут есть даже всем известные фишки великих мастеров возрождения: игра света и тени, анатомическая достоверность, естественность позы. А ведь это даже не картина, а напольная мозаика. Александрия, I-III века до нашей эры. Не совсем понятно, какой именно породы пёсель изображён на мозаике. По конституции собака напоминает ивисскую борзую, чьи изображения встречались ещё в пирамидах. По окрасу — что-то вроде греческой овчарки; тоже одна из древних пород. Вот с кувшином всё проще: он называется аскос или просто аск. Это — древнегреческий сосуд с ручкой и носиком, в котором хранилось масло для ламп. Единая картина складывается если обратиться к историческому контексту. Дело в том, что Александр Македонский завоевал Египет в 330-е годы до нашей эры. Тогда же основана Александрия. Так вот: после смерти Александра части его огромной империи достались главным полководцам. В египте воцарился Птолемей I Сотер, чьи потомки правили страной 300 лет до Римского завоевания. Этот период в Египетской истории называется Эллинистическим. Отсюда и место (Александрия), и техника (мозаика, а не рисунок), и греческий кувшин, и пёсель, выглядящий как помесь древнегреческой и древнеегипетской пород.